Основная цель полёта — доставка оборудования и запасных частей для обеспечения продолжения функционирования Международной космической станции (МКС) и материалов для обеспечения жизнедеятельности экипажей МКС. Последняя экспедиция шаттла к МКС и последний 37-й полет шаттла «Атлантис». Эту миссию будет выполнять экипаж из четырех человек, в полет отправился многоцелевой модуль снабжения Рафаэль и легкий многоцелевой Перевозчик. Полет завершает программу «Спейс Шаттл».
Согласно планам НАСА у этой миссии не будет челнока-спасателя и в случае невозможности возврата шаттла на Землю астронавты будут эвакуированы с помощью российских кораблей «Союз». Именно отсутствием челнока-спасателя объясняется такой малочисленный экипаж шаттла — впервые шаттл отправился к МКС всего с 4 астронавтами на борту (последний раз экипаж из 4 человек осуществлял полет 28 лет назад в апреле 1983 г. при первом полёте шаттла Челленджер (STS-6)).
Доставка оборудования и расходуемых материалов на МКС в транспортном модуле «Рафаэль». Возвращение на землю неисправного насоса аммиака системы охлаждения станции, для исследования характера и причин поломки. В модуле «Рафаэль» размещено: научное оборудование, запасные части: для систем жизнеобеспечения, электрооборудования, электронным узлами и компьютерам общим весом 2058 кг (4538 фунтов), предметы гигиены и одежда для экипажей МКС — 362 кг (798 фунтов), продовольствие — 760 кг (1677 фунтов). Общий вес грузов размещённых в модуле «Рафаэль» составляет 3,9 тонн (8640 фунтов). Дополнительно 900 кг (2000 фунтов) грузов размещено на средней палубе шаттла. На землю в модуле «Рафаэль» возвращается около 2,7 тонн (6000 фунтов) ненужного более на станции оборудования и мусора.
Специалисты НАСА рассчитывают, что доставленного «Атлантисом» оборудования и материалов будет достаточно для продолжения работ на станции в течение одного года. НАСА не имеет больше средств доставки грузов на МКС. В течение следующего года в распоряжении НАСА должен появиться грузовой корабль, создаваемый частными компаниями. Лидером среди нескольких частных компаний, создающих грузовые корабли, является компания SpaceX и её корабль «Дракон». Первая стыковка «Дракона» со станцией запланирована на ноябрь 2011 года. В первой половине 2012 года «Дракон» должен доставить на станцию первый полезный груз.
Старт «Атлантис» STS-135 8 июля 2011 года — 19 часов 29 минут 04 секунды
Стыковка с МКС : 10 июля 2011 года — 19 часов 07 минут 24 секунды
В 20 часов 47 минут был открыт люк между «Атлантисом» и МКС. На орбите встретились экипаж шаттла и 28-й долговременный экипаж МКС: Андрей Борисенко (командир), Александр Самокутяев, Сергей Волков, Рональд Гаран, Майкл Фоссум и Сатоси Фурукава.
Экипаж «Атлантис» STS-135 (ULF7):
Экипаж корабля «Атлантис»: Астронавты Кристофер Фергюсон (Christopher Ferguson) — командир (справа в центре), Дуглас Хёрли (Douglas Hurley) — пилот (в центре, слева), Рекс Уолхейм (Rex Walheim) и Сандра Магнус (Sandra Hall Magnus) — специалисты полета.
План полета STS-135 (ULF7):
Дата | Основные операции |
8 июля пятница |
Старт корабля «Атлантис» (19:27). Выведение корабля на орбиту. Проверка бортовых систем корабля. |
9 июля суббота |
Автономный полёт корабля «Атлантис». Осмотр теплозащиты корабля. |
10 июля воскресенье |
Манёвры сближения корабля «Атлантис» с МКС.
Переворот корабля на 360 градусов. Фото- и видеосъёмка процесса сближения корабля с МКС. Стыковка корабля «Атлантис» с МКС к модулю «Хармони» через герметичный адаптер РМА-2 (19:06). Открытие переходных люков (~20:26). Встреча экипажей МКС и корабля «Атлантис». |
11 июля понедельник |
Установка многоцелевого модуля MPLM «Рафаэлло» при помощи манипулятора МКС «Канадарм» на нижний узел модуля «Хармони» (13:06-16:06). Подготовка к выходу в открытый космос. |
12 июля вторник |
Выход в открытый космос: М. Фоссум, Р. Гаран (начало — 16:41, продолжительность ~ 6,5 часов). Снятие неисправного насосного модуля с грузовой платформы ESP-2 и установка его в грузовом отсеке шаттла при помощи манипулятора МКС «Канадарм». Перенос робототехнического устройства для дозаправки RRM при помощи манипулятора МКС «Канадарм» из грузового отсека шаттла и установка его на платформе EOTP манипулятора МКС «Декстр». Установка образцов экспериментальных материалов в контейнере MISSE-8, расположенном на внешней грузовой платформе ELC-2. |
13 июля среда |
Перенос грузов. Мероприятия по связям с общественностью. |
14 июля четверг |
Перенос грузов. Мероприятия по связям с общественностью. Отдых экипажа. |
15 июля пятница |
Перенос грузов. Мероприятия по связям с общественностью. |
16 июля суббота |
Перенос грузов. Отдых экипажа. |
17 июля воскресенье |
Возвращение многоцелевого модуля MPLM «Рафаэлло» при помощи манипулятора МКС «Канадарм» в грузовой отсек шаттла (14:01-16:46). |
18 июля понедельник |
Прощание экипажей корабля «Атлантис» и МКС, закрытие переходных люков. (17:19) |
19 июля вторник |
Расстыковка корабля «Атлантис» и МКС.(10:28). Облёт МКС кораблём «Атлантис». (11:27-12:18) Импульс на увод корабля «Атлантис» от МКС. (12:18) Автономный полёт корабля «Атлантис». |
20 июля среда |
Автономный полёт корабля «Атлантис». Мероприятия по связям с общественностью. |
21 июля четверг |
Импульс на сход с орбиты.(12:54) Приземление корабля «Атлантис» (13:58). |
Указанные в плане полёта даты и времена проведения операций могут изменяться в соответствии с реальной обстановкой.
Члены экипажа «Атлантис» STS-135 (ULF7)
Кристофер ФЕРГЮСОН (Christopher John Ferguson)
Командир,
капитан 1-го ранга ВМС США в отставке,
астронавт НАСА,
278-й астронавт США,
444-й космонавт мира.
Кристофер Джон Фергюсон (Christopher John Ferguson) родился 1 сентября 1961 года в Филадельфии, штат Пенсильвания.
В 1984 году окончил университет Дрекселя со степенью бакалавра в области машиностроения и поступил на службу в Военно-морские силы США. После прохождения курса лётной подготовки получил квалификацию пилота морской авиации. Продолжил службу в истребительной эскадрилье на авианосце «Форрестол». Участвовал в походах в Северную Атлантику, Средиземное море и Индийский океан. За время службы в этой эскадрилье окончил Школу вооружения самолётов-истребителей ВМС «Топган». В 1991 году окончил аспирантуру ВМС США со степенью магистра в области аэрокосмической техники. В 1992–1994 годах работал в артиллерийском отделении Директората испытаний штурмовой авиации. Затем был пилотом-инструктором в Школе лётчиков-испытателей. В 1995 году назначен в истребительную эскадрилью на авианосце «Нимитц». Участвовал в походах в Персидский залив (операция «Южный дозор») и в западную часть Тихого океана.
В отряде астронавтов НАСА с 1998 года. Совершил два космических полёта по программе МКС общей продолжительностью 27 суток 15 часов 36 минут. Он был пилотом корабля «Атлантис» STS-115 (9 – 21 сентября 2006 года) и командиром корабля «Индевор» STS-126 (15 ноября—1 декабря 2008 года).
Семейное положение: женат, в семье трое детей.
Дуглас ХЁРЛИ (Douglas Gerald Hurley)
Пилот,
полковник морской пехоты США,
астронавт НАСА,
318-й астронавт США,
496-й космонавт мира.
Дуглас Джеральд Хёрли (Douglas Gerald Hurley) родился 21 октября 1966 года в городе Эндикот, штат Нью-Йорк.
В 1984 году окончил Открытую академию в городе Овего. В 1988 году получил степень бакалавра в области гражданского строительства в университете Тулейна в Новом Орлеане, штат Луизиана. В том же году поступил на службу в Корпус морской пехоты США. Сначала прошёл базовую подготовку в военном училище города Куантико, штат Вирджиния, затем окончил пехотные офицерские курсы. В 1989 году, был направлен на лётные курсы в Техас.
В 1991 году получил квалификацию военно-морским лётчиком и был направлен в 101-ю учебную истребительно-штурмовую эскадрилью на авиабазе Корпуса морской пехоты в Эль-Торо, где обучался пилотированию самолёта F/A-18. По окончании обучения был назначен в 225-ю истребительно-штурмовую эскадрилью, в составе которой принимал участие в трёх походах в западную часть Тихого океана. В 1997 году прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей Военно-морских сил на авиабазе Патуксент-Ривер в Мэриленде. После чего служил в штурмовой испытательной эскадрилье ВМС в качестве лётчика-испытателя. Налетал более 4000 часов на 25 типах самолётов.
В отряде астронавтов НАСА с 2000 года. Совершил один космический полёт по программе МКС продолжительностью 15 суток 16 часов 45 минут. Он был пилотом корабля «Индевор» STS-127 (15 – 31 июля 2009 года).
Семейное положение: женат, в семье один ребёнок.
Рекс УОЛХЕЙМ (Rex Joseph Walheim)
Специалист полёта,
полковник ВВС США в отставке,
астронавт НАСА,
261-й астронавт США,
413-й космонавт мира
Рекс Джозеф Уолхейм (Rex Joseph Walheim) родился 10 октября 1962 года в городе Редвуд-Сити, штат Калифорния.
В 1984 году окончил Калифорнийский университет в городе Беркли со степенью бакалавра в области механики и поступил на службу в Военно-воздушные силы США. В 1985 году был направлен на авиабазу Кавальер, штат Северная Дакота, где служил в качестве командира боевого расчёта на радиолокационной станции. С 1986 года работал в Космическом центре имени Л. Джонсона, занимался вопросами посадки кораблей системы «Спейс шаттл». В 1989 году в Хьюстонском университете получил степень магистра в области организации производства и был направлен в штаб Космического командования ВВС в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, где руководил работами по модернизации радаров системы предупреждения о ракетном нападении. В 1992 году, после обучения в Школе лётчиков-испытателей ВВС на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, он был назначен руководителем испытаний вооружения самолёта F-16. С января 1996 года стал инструктором Школы лётчиков-испытателей ВВС.
В отряде астронавтов НАСА с 1996 года. Совершил два космических полёта по программе МКС общей продолжительностью 23 суток 14 часов 04 минуты. Оба раза летал на корабле «Атлантис» в качестве специалиста полёта миссий STS-110 (8 – 19 апреля 2002 года) и STS-122 (7 – 20 февраля 2008 года).
Выполнил пять выходов в открытый космос.
Семейное положение: женат, в семье двое детей.
Сандра МАГНУС (Sandra Hall Magnus)
Бортинженер МКС-18,
астронавт НАСА,
265-й астронавт США,
421-й космонавт мира.
Сандра Холл Магнус (Sandra Hall Magnus) родилась 30 октября 1964 года в городе Бельвиль, штат Иллинойс.
В 1986 году окончила университет Миссури в городе Ролла со степенью бакалавра в области физики. В 1990 году получила степень магистра по электротехнике в том же университете. До 1991 года работала в авиакомпании «Мак-Доннелл Дуглас Эркрафт», где занималась научно-исследовательской деятельностью по снижению радиолокационной заметности летательных аппаратов. С 1991 года работала над докторской диссертацией в Школе материаловедения и техники Технологического института штата Джорджия. В качестве стипендиата научно-исследовательского центра НАСА имени Льюиса занималась изучением различных материалов для термоионных катодов. В 1996 году после окончания обучения получила степень доктора по материаловедению и инженерии.
В отряде астронавтов НАСА с 1996 года. В 1998 году была назначена научным координатором НАСА в России. Здесь она работала в составе российско-американской группы специалистов по испытанию новой бортовой аппаратуры МКС и усовершенствованию действующей.
Совершила два космических полёта по программе МКС общей продолжительностью 144 суток 14 часов 16 минут. Была специалистом полёта в составе экипажа корабля «Атлантис» STS-112 (7–18 октября 2002 года). Второй полёт совершила в качестве бортинженера восемнадцатой длительной экспедиции на МКС (старт 15 ноября 2008 года на корабле «Индевор» STS-126, возвращение 28 марта 2009 года на корабле «Дискавери» STS-119).
Семейное положение: не замужем.
Космический челнок «Атлантис» приземлился на мысе Канаверал, завершив таким образом американскую программу шаттлов. Посадку челнока в прямом эфире транслировало NASA TV.
Шаттл приземлился в запланированное время — 13:56 по Москве. На борту челнока находится экипаж из четырех человек.